С тех пор, как Джозеф Ф. Глидден в далёком 1874 году запатентовал колючую проволоку, её популярность начала стремительно расти и уже через несколько лет распространилась за территорию США, позволив европейским потребителям испытать на деле функциональность нового изобретения. Нужно отметить, что долгое время конструктивная часть колючей проволоки оставалась неизменной.
Первая Мировая война, как новый виток в эволюции колючей проволоки
Именно в период Первой Мировой войны, становится понятно, что колючая проволока, купить которую в то время можно было далеко не так просто, как сейчас, может иметь не только мирное предназначение. Немецкие военные находят новое применение колючей проволоке, делая из неё непроходимые спирали Бруно. Чтобы придать колючке нужную форму, её наматывали на специальные барабаны, после чего обычная прямая проволока принимала жёсткую спиралевидную форму. Примерно в это же время из-за того, что достать, купить колючую проволоку kayman.ua могли далеко не все военные гарнизоны Германии, начинает развиваться альтернативный вид оборонительных барьеров – колючая лента из листового металла. Для придания более серьёзного сдерживающего эффекта и создания по-настоящему эффективных оборонительных барьеров, колючую ленту, так же как и проволоку, начинают наматывать на барабаны, придавая спиральную форму. Нужно понимать, что лента была доступным и дешёвым заменителем колючей проволоки. Чтобы перекусить ленту не требовались особые инструменты, так как с ней могли справиться любые ножницы по металлу, плоскогубцы.
Результаты войны позволили иначе взглянуть на эффективность колючей ленты. Через несколько лет после её завершения, колючую ленту начинают армировать проволокой из высококачественной стали, что позволяет при одновременной экономии металла создавать труднопроходимые барьеры. Такое заграждение быстро разворачивалось на определенной территории, давая военным возможность за считанные минуты создавать оборонительные позиции. Это было новым шагом в деле быстрой мобилизации военных сил.
Данный вид колючей проволоки широко используется и сегодня. Армированная скрученная колючая лента (АСКЛ) применяется для защиты объектов и территорий любых площадей.
История колючей проволоки: современный этап
Использование АСКЛ в военных кампаниях даёт ожидаемо высокий результат, ведь теперь для прохождения оборонительных рубежей противнику приходится использовать специальные инструменты, способные перекусить толстый слой металла. Впрочем, слабое место в конструкции АСКЛ, всё же нашлось. Им оказалась незакреплённая на керне лента, при откусывании края которой можно было без проблем смотать весь режущий слой, обезопасив тем самым проход пехоты.
Конструкция АСКЛ нуждалась в серьёзной доработке. Так, в 70-е годы двадцатого столетия американские энтузиасты разрабатывают армированную колючую проволоку (АКЛ), в которой края частично завальцовываются на основании, гарантируя тем самым надёжную фиксацию режущего слоя на основании.
Колючая проволока: шаг назад
Шагом назад в эволюции колючей проволоки можно считать время, когда экономия приводит к тому, что скобы для соединения витков становятся слабым местом всей конструкции, так как делаются из низкокачественной проволоки. К счастью, дальнейший технический прогресс устранил этот недостаток, путём производства штампованных скоб из рулонной и листовой стали. Таким образом удалось добиться высокой надёжности спиральных заграждений, в которых всё ещё нуждалась армия.
Патенты на колючую проволоку
Борьба на поприще патентования открытий в области производства колючей проволоки приводит к тому, что в мире воцаряется монополия двух главных конкурентов, торговой марки Концертина и Егоза. В большинстве европейских стран, в США, Азии спиральные заграждения армированного типа стали реализовываться под ТМ Концертина. На территории СНГ все крупные производители зарегистрировали товарный знак Егоза, под которым и начали продавать колючую проволоку.
Сегодня купить колючую проволоку Егоза можно в любой из стран содружества, а также на внешних рынках.
Колючая проволока: преображения продолжаются
Следующий этап в развитии конструкции колючей проволоки был обусловлен необходимостью использовать защитные заграждения на судах, подвергающихся нападению пиратов. Традиционная АКЛ хоть и справлялась с оборонительной задачей, но всё же имела один существенный недостаток – отсутствие возможности быстрого сворачивания/разворачивания барьера. Это качество мешало при проведении погрузочных работ. Зачастую, чтобы АКЛ не опутывала груз, её приходилось срезать, а потом восстанавливать.
Благодаря изобретению Ю.В. Ткаченко, удалось разрешить проблемы мобилизации барьера. Так, была предложена инженерно-защитная система, которая позволяла свернуть и развернуть барьер за считанные минуты. Помимо системы Антипират, ему принадлежит ещё ряд уникальных патентов, связанных с конструктивными и функциональными усовершенствованиями колючей проволоки. В качестве примера стоит привести изобретение колючей проволоки из композитных материалов. К достоинствам такой АКЛ следует отнести продолжительную эксплуатацию, стойкость к коррозии, безотходность производства.